Ставрополь и Ставропольский край  
 

Школа честных выборов

20 апреля 2012 г.
Источник: www.mn.ru
Школа честных выборов

Президент России предложил подумать над избранием директоров школ на конкурсной основе. Об этом Дмитрий Медведев заявил на совещании по вопросам образования, которое прошло 19 апреля в Санкт-Петербурге. По мнению экспертов, эта инициатива поможет преодолеть закрытость педагогической корпорации и в конечном счете от ее реализации выиграют ученики.

«Неплохо, чтобы были ограничения сроков трудового контракта, условия расторжения трудового контракта, не потому что мы не уважаем директоров учебных заведений, а просто потому что должны быть какие-то критерии оценки работы», — заявил Медведев на встрече с главами учебных заведений и экспертами в области образования. Позже глава Минобрнауки Андрей Фурсенко уточнил «МН», что речь шла именно о конкурсных процедурах, а не о прямых выборах. «Это не значит, что ученики будут выбирать себе директора», — сказал Фурсенко. При этом министр считает, что инициатива президента нуждается в анализе и проработке.

Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов уверен, что начать можно с эксперимента — внедрить «демократию» в нескольких школах. Кроме того, стоит давать некие преференции директорам, которые прошли конкурс, а не просто были назначены муниципальными органами образования. Сам конкурс поначалу не должен быть жестким, полагает эксперт. «Это могут быть достаточно мягкие процедуры. В школах постепенно наращивается практика самоуправления, так что механизм для этого есть», — полагает он. В частности, в учреждениях среднего образования существуют управляющие и школьные советы, которые можно привлекать к обсуждению кандидатов и проведению своего рода праймериз.

«Такие внутренние выборы дают возможность учительской педагогической корпорации, которая закрыта, создать конкуренцию хотя бы изнутри», — поделилась с «МН» впечатлениями от инициативы президента член комиссии по развитию образования Общественной палаты Тина Канделаки. По ее мнению, такая встряска позволит лучшим педагогам продвинуться вперед, а тем, кто отстает, приложить усилия, чтобы догнать прогресс. Главная опасность конкурсного отбора директоров в закрытости педагогического сообщества — нет гарантий того, что эта процедура не превратится в многократное подтверждение полномочий действующего директора школы. Но Канделаки оптимистично полагает, что в школе честные выборы как раз и возможны. «Ну и потом, если мы не верим в то, что педагоги могут честно выбрать других педагогов, то о чем вообще можно говорить?» — считает она.

«Директор школы — одна из ключевых фигур школьной жизни, от него многое зависит. Я считаю, что оптимальный срок его работы — 5–10 лет (один-два контракта), потом, как правило, глаз замыливается», — отреагировал на инициативу экс-глава Рособразования, депутат-единоросс Григорий Балыхин. Он уверен: директора в школе должны меняться, причем проходить серьезный конкурсный отбор. «Новый директор, новые идеи, новые веяния, и для учителей должна быть перспектива, стимул для работы. В итоге выигрывают ученики, — считает депутат. — И конечно, при смене руководства школы должно учитываться мнение родителей, тем более что сейчас роль попечительских, управляющих советов растет».

Директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский считает, что выборность директоров школ вводить не следует. Более того, как заявил «МН» Рачевский, и сам Дмитрий Медведев в своем выступлении на совещании по развитию образования к этому не призывал. «Я присутствовал на совещании, сидел в нескольких метрах от президента, и могу подтвердить: он ничего не говорил о выборности директоров», — подчеркивает Рачевский.

Ограничение срока пребывания директора в должности лишено смысла, считает руководитель лидирующего в рейтинге столичных школ лицея №1535 Михаил Мокринский. По его мнению, ограничения были бы оправданны, если бы в системе образования была конкуренция хороших специалистов. Сейчас же, напротив, наблюдается дефицит тех, кто может «поднимать» и развивать школы, считает Мокринский. «Система воспроизводства управленческих кадров в школах — одно из самых слабых звеньев», — заявил «МН» директор лицея №1535. Что касается выборности директоров, то, по мнению Мокринского, сам по себе принцип хорош, но реализация его здесь и сейчас ни к чему хорошему не приведет. «Выборность пытались ввести в начале 90-х, и основной проблемой была не сама процедура, не соблюдение ее чистоты, а то, что люди были не заинтересованы в этом, не организованы для представления своих интересов», — пояснил он. Мокринский полагает, что первичной должна быть не процедура, а «создание ситуации, когда в школе и вокруг школы есть некий социум, — это медленный процесс, который нельзя подталкивать».

Озвучить свою аргументацию директора смогут еще не раз. Помощник президента Аркадий Дворкович подтвердил «МН», что предложение по организации конкурса для директоров школ будет содержаться в перечне поручений по итогам вчерашнего совещания. Правда, по его словам, схему выбора руководителей школ «надо проработать, но идею президент поддержал».

Курс на большую автономию школьного самоуправления не ограничивается выборами. Медведев поддержал и идею по объединению школ в саморегулируемые организации с полномочиями сертификации и аттестации стажировочных учреждений. Но при этом президент и предложил усилить ответственность директоров и учителей за нарушения в ходе процедуры единого госэкзамена. Эту ответственность могли бы разделить и представители общественности. Президент предложил подумать, как обеспечить присутствие общественных наблюдателей не только в каждом пункте проведения ЕГЭ, куда, к слову, представителей общественности стали пускать, но и на закрытых от посторонних глаз заседаниях конфликтных комиссий, где рассматриваются поданные апелляции. «Конечно же желательно, чтобы сдача ЕГЭ не заканчивалась голодовками. А так это (наблюдатели. — «МН») дело хорошее», — считает он.

Новости

Все новости

Чтобы пересдать один из предметов Единого государственного экзамена до конца приемной кампании в вузы, уже в этом году добавят два резервных дня.

02 апреля 2024 г.

Минобрнауки России объявило конкурс на получение грантов «Студенческий стартап», подать заявку можно до 15 апреля на сайте конкурса.

01 марта 2024 г.

Классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей. Об этом сообщил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

29 февраля 2024 г.

С 7 по 13 июля в городе Чибо (Япония) проходит 64-я Международная математическая олимпиада школьников.

07 июля 2023 г.

На Госуслугах начался приём документов в вузы. Заявление можно подать в 5 любых вузов страны до 5 специальностей в каждом. Без личного посещения приёмных комиссий, очередей и бумажных документов. Для этого потребуется только подтверждённая учётная запись на Госуслугах.

20 июня 2023 г.
Выберите регион